ОГЭ 2024: Вариант 17

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.

Задание 2 17838

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) разливался аромат (предложение 1)
2) сирень как невеста (предложение 2)
3) прятались (предложение 3)
4) хотелось отдохнуть (предложение 4)
5) камелии радовали глаз (предложение 5)

Задание 3 15436

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 содержит сравнительный оборот.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Задание 4 17839

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Сравнение выделяется запятыми с обеих сторон.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов.

2) Сирень, как невеста, стояла вся в белом.

3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики.

4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть.

5) Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.

Задание 5 10924

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.

Задание 6 17524

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  ОТЦЕПИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2)  НИ ЗА ЧТО  — в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.
3)  БОРЮЩИЙСЯ  — в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
4)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
5)  (идти) ПО АЛЛЕЕ – в имени существительном 2-го склонения в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

Задание 7 17840

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Чайковскому нравился этот д..(1)ревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цв..(2)ли перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напом..(3)нали клочья пуха, пр..(4)липшего к стебелькам. Единственное, что раздражало композитора, - скр..(5)пучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было пер..(6)ступитъ через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор проб..(7)рался к роялю, пр..(8)глядываясь к половицам пр..(9)щуренными глазами.

Задание 8 17841

Раскройте скобки и запишите слово «сапоги» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Миша отправился в поход без (сапоги).

Задание 9 17609

Замените словосочетание «колосья ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст А.П. Платонова

(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

– (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

– (4)Всё, Афоня, я всё знаю.

– (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

– (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, – ответил дед.

(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8) Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

– (11)Это я сам знаю! – протяжно сказал Афоня. – (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!

(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

– (15)Тут самое главное тебе и есть!.. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?

– (19)Нет, дедушка Тит, – уверенно сказал Афоня, – тут понятного нету.

– (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.. (21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22) Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

– (25)А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

– (26)Одинаково, – сказал дедушка Тит.

– (27)А мы с тобой?

– (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31) Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

– (34)Теперь я сам знаю про всё! – сказал Афоня.

(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

(37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

– (41)Спасибо тебе, Афонюшка, – сказал дед.

(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

(По А.П. Платонову*)
* Платонов Андрей Платонович
(1899–1951) –
известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.


Задание 10 17843

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Дедушка повёл Афоню в поле, чтобы показать внуку будущий урожай.
2)  Дедушка хотел объяснить Афоне, что есть самое главное на земле.
3)  Отец Афони был на войне.
4)  Дедушка Тит вместе с Афоней собирал лекарственные цветы, чтобы отнести их в аптеку.
5)  Афоня купил железный гребешок на деньги, вырученные от продажи лекарственных цветов.

Задание 11 17844

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.

1)  Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.
2)  Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.
3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
4) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.
5) Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь...

Задание 12 17845

В предложениях 23-28 найдите антоним к слову «жизнь». Выпишите этот антоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.