ОГЭ 2024: Вариант 21

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX –– начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Задание 2 17798

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  воспринимая свет (предложение 1)
2)  неудивительно (предложение 2)
3) выяснить (и) установить (предложение 3)
4)  были гипотезы (предложение 4)
5)  была создана теория (предложение 5)

Задание 3 17936

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2) Первая часть сложного предложения 2 – односоставное безличное предложение.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 простое распространёненое.

Задание 4 17937

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Приложение, то есть добавочная информация, выделяется запятыми с обеих сторон.

Б) Деепричастный оборот всегда обособляется.

В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая перед сочинительным союзом.

1) Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы.

2) Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений.

3) Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов.

4) На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие.

5) Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Задание 5 17495

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.

Задание 6 17573

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание приставки определяется её значением  — неполнота действия.
2)  СКОВАНА (льдом)  — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3)  ПЕЧЬ (пирог)  — буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
4)  СФОТОГРАФИРОВАТЬ   — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5)  СЖИГАТЬ  — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

Задание 7 17938

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

На севере тучи р..(1)сходились, р..(2)згоняемые ветр..(3)м, и между их серыми клочьями то п..(4)казывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему г..(5)ризонту. На их бел..(6)снежном фоне чернели скалистые отроги.

Задание 8 17904

Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По (оба) сторонам дороги цвели яблони.

Задание 9 1225

Замените словосочетание «говорит радостно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.М. Нагибина

(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.

(11)Она стала листать классный журнал.

– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?

(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

– (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда?

(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.

(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.

(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

(По Ю.М. Нагибину)*
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства,
судьбам современников, переведены на многие языки мира.


Задание 10 12604

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Дружба с Павликом привела к тому, что рассказчик привык к моральному соглашательству.
  2. Мягкий и покладистый Павлик на деле оказался очень принципиальным человеком.
  3. Рассказчик не выучил стихотворение, потому что Павлик забыл сообщить ему об этом задании.
  4. Павлик презирал малодушие и не хотел иметь друга-предателя.
  5. В поступке рассказчика на уроке немецкого языка не было ничего такого, что могло бы вызвать осуждение.
Задание 11 12605

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с се­го вызвала меня к доске, будто самого рядового уче­ника, и велела читать стихотворение.
  2. Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
  3. Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
  4. Она стала листать классный журнал.
  5. Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.
Задание 12 12606

Выполните лексический анализ.
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.