ЕГЭ 2024: Вариант 1

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Известная под несколькими псевдонимами - тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние и т. д., скука - сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от неё должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике <…> повторение. Само понятие оригинальности или новшества выдаёт монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих - нет, стиль - есть скука.

Этим она - жизнь - отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, - клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой.

Впрочем, существует ещё один выход. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна.

Скука - это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нём. Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив, широко распахните его. Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни - урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться. «Ты конечен, - говорит вам время голосом скуки, - и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно». Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение.

(По И.А. Бродскому)

Задание 1 18753

Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту уточняющую частицу.

Задание 2 18754

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)   ПРОДУКТ. перен. Следствие, результат, порождение чего-н. Язык – п. исторического развития.
2)   МЕХАНИКА. перен. Сложное устройство, подоплёка чего-н. (разг.).
3)   ГЛАВНЫЙ. Самый важный, основной. Главная мысль доклада. Главная улица.
4)   ВЫХОД. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.
5)   ОТКРЫТЬСЯ. Стать видным, обнаружиться. Перед глазами открылись горы.

Задание 3 18755

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)   Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на узкий круг специалистов.
2)   Автор рассуждает о неизбежности скуки в жизни человека и о том, что скука, несмотря на то что это состояние нельзя назвать приятным, очень важна.
3)   Выразительность текста обеспечивается использованием множества средств художественной выразительности, среди которых есть метафоры (пусть она вас задавит; достаньте до дна; окно на бесконечность времени), антонимы (захлопнуть – распахните), синонимы (тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние), ряды однородных членов.
4)   В тексте присутствуют слова, с помощью которых автор субъективно характеризует предметы и явления: сложное (явление), наиболее ценный (урок).
5)   Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность: часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковом словаре имеют помету «разговорное» (псевдонимами, томление, тщетно).

Задание 4 18756

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)   дозировАть
2)   защЕмит
3)   нанЯвшийся
4)   прибЫв
5)   стОляр

Задание 5 18757

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Однажды маминому отряду поручили перегнать ГОДОВАЛЫХ телят с одного пастбища на другое.
По всем ГУМАННЫМ предметам у меня вышла твёрдая «пять».
На привалах после ДЛИТЕЛЬНОГО перехода, когда мы в прямом смысле валились на землю от усталости, он спокойно отправлялся за дровами, рубил их, разводил костёр, спускался на речку за водой, разогревал еду.
Бобруйский на торжествах сидел в президиуме, Румянцев с трибуны разглагольствовал о ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ традициях университета.
И только теперь вдруг понял, что за несколько часов ни разу не вспомнил и про блуждания по лесу, и про коварную овражную топь, и про спасение в ЯБЛОНЕВОМ саду.

Задание 6 18758

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

А потом был скрежет трамваев, огибающих бульвары кольца А и тогда ещё не вырубленные палисадники кольца Б, в которых весной гнездились соловьи, будя на утреннем рассвете разоспавшихся москвичей, и где рядом с садом «Аквариум» возвышался громадный доходный дом, принадлежавший до революции крупному московскому домовладельцу по фамилии Эльпит.

Задание 7 18759

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько КУХОНЬ
в ПОЛУТОРАСТАХ метрах
одежда ПРОМОКЛА
группа БОЛГАР
пара ТУФЕЛЬ

Задание 8 18760

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1)   Ей бы собраться с мыслями, восстановив в памяти события ушедшего дня, или хотя бы просто помечтать, глядя из тёмной комнаты на яркие иголочки зимних звёзд, но дело, ради которого она сейчас здесь, нельзя откладывать надолго.
2)   Пускаясь в дискуссию, профессор не щадил никого: не было смысла принимать во внимание возраст оппонентов, когда обсуждалась научная проблема.
3)   Вольф Карлович, с чёрным от сажи лицом и всклокоченными волосами, крылатым демоном носился по вагонам, отдавая команды, ругая нерадивых медбратьев, давая советы линейным врачам, подбадривая пациентов.
4)   В Обнинске вокруг него по-прежнему бурлила, клокотала молодёжь его лаборатории, и те молодые, что наезжали из Москвы, и те, что тянулись, не могли оторваться от него со времён Миассова, и те, что прилеплялись к нему после каждой биошколы.
5)   Кадет по приезде разместили в брошенном корпусе, не позаботившись ни об их устройстве, ни о пропитании, – прожив несколько дней в холодных помещениях, где стены были покрыты инеем, воспитанникам стало невыносимо.
6)   Стоит отметить, что далеко не все, кто искренне любит собственную персону, умеет должным образом подать себя в обществе.
7)   Когда дочь прощалась, вошла сиделка и сообщила, что звонил доктор и спрашивал, что может ли он заехать.
8)   Нелли Сергеевна же выплеснулась словесным фонтаном, заверяя компанию, что молодые люди не правы, захлебываясь, рассказывала, как люди погибали в горящем городе, а Владимир Фёдорович только благодаря мужества и недюжинной силы спасся с разбитого плавсредства, не утонул в Волге.
9)   Когда я вернулся, меня встретила старушка с вахты и, поглядывая на трёх других сидевших возле её стола старух полукругом на принесённых из квартир стульях, громко сообщила, что несколько раз приходила Ника.

Задание 9 18761

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   к..нонада, сп..ртакиада, обог..щение
2)   параш..т, прищ..рить (глаза), поч..ять (неладное)
3)   р..цензия, ст..пендия, ф..олетовый
4)   оп..здание, подск..чить, пл..вчиха
5)   м..нталитет, (ночное) прив..дение, пол..нившийся (доделать работу)

Задание 10 18762

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   пред..нфарктный, меж..здательский, из..мать
2)   ра..сказать, не..говорчивый, бе..вкусный
3)   пр..уныл, (без) пр..крас, непр..ступная (крепость)
4)   ар..ергард, п..едестал, разоб..ётся
5)   по..текающий (кран), о..бойный (молоток), о..дача

Задание 11 18763

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   проповед..вать, развед..вательное (управление)
2)   затм..вать, напор..стый
3)   двустворч..тый, слев..
4)   сит..чко, милост..вый
5)   оскуд..вать, письм..цо

Задание 12 18764

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   униж..нный, размел..шь (специи)
2)   брызж..щий (идеями), (они) услыш..т
3)   (ткань) выгор..т (на солнце), движ..мый (любовью)
4)   замеш..нный (в преступлении), колебл..мый (ветром)
5)   кудахч..щие (куры), щебеч..т (птицы)

Задание 13 18765

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1)   Выяснилось, что это (НЕ)КТО иной, как тот самый продавец, который Зубру безо всякого повода вспомнился перед выездом.
2)   Дверь в лавку в столь ранний час оказалась (НЕ)ЗАПЕРТОЙ, чему я был очень рад.
3)   Стены в комнате всё ещё были (НЕ)ОКРАШЕНЫ, хотя прораб уверял Валерия, что работы будут завершены в срок.
4)   В комнате (НЕ)ГРОМКО, но раздражающе тикали часы.
5)   В дальнем углу торгового зала стоял далеко (НЕ)НОВЫЙ, однако удивительно хорошо сохранившийся стул.

Задание 14 18766

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1)   Почти (НА)ОЩУПЬ, вытягивая (ВО)ТЬМУ руки для подстраховки, он двинулся к смутно угадываемому в ночи придорожному дереву.
2)   Остановились в прежнем (МИНИ)ОТЕЛЕ, где всё было по-старому, где перед входом всё ТАК(ЖЕ) дремал охранник.
3)   (В)ОБЩЕМ, эти два дивана в торговом зале не отличались друг от друга, хотя, (НА)СКОЛЬКО нам было известно, производители у них были разные.
4)   Сунув (ПОД)МЫШКУ бутылку с водой и газету, дедушка вышел на террасу, и мы хорошо знали, что (В)ТЕЧЕНИЕ пары часов его нельзя беспокоить.
5)   (ПО)НАЧАЛУ новая работа радовала Катю, но скоро она начала осознавать, что задержаться здесь на несколько лет она (НА)ВРЯД ли сможет.

Задание 15 18767

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда паромное судно слегка осело под тяжестью двух локомотивов и трёх бронирова(1)ых вагонов, а сами вагоны замерли, крепко прижатые к рельсам чугу(2)ыми башмаками, станцио(3)ый начальник сдёрнул с головы полотня(4)ую фуражку и отчая(5)о замахал ею, подавая знак капитану.

Задание 16 18768

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)   От дороги осталась только неверная всё время осыпающаяся под ногами тропинка и идти по ней надо было осторожно.
2)   Спокойно и равнодушно взирали они на тесную привокзальную площадь на скопление разномастных извозчичьих лошадок и на махоньких воробьишек.
3)   Вокруг царил полумрак и пахло сиренью и черёмухой.
4)   По цвету вкусу и запаху этот напиток напоминал Паганелю ароматный крепко заваренный в чайнике индийский чай.
5)   Уже в первые минуты беседы Павел Алексеевич умел точно подметить в посетителе сильную волю или пассивность упрямство или лень.

Задание 17 18769

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из самовара валили (1) клубясь (2) и (3) журча (4) густые струи серого пара (5) то направляясь на соседнее окно (6) и (7) обдавая его крупными каплями (8) то вдруг обращаясь косою полосой на сальный огарок (9) находившийся тут же, между чайником и чашками.

Задание 18 18770

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ахматова двувременной была.
О ней и плакать (1) как-то (2) не пристало.
Не верилось, когда она жила,
не верилось, когда её не стало.

Она ушла, как будто бы (3) напев
уходит в глубь темнеющего сада.
Она ушла, как будто бы (4) навек
вернулась в Петербург из Ленинграда.

Она связала эти времена
в туманно-теневое средоточье,
и если Пушкин – солнце, то она
в поэзии пребудет белой ночью.
<…>
И ты (5) распад всемирный (6) не убий
ту связь времён, – она ещё поможет.
Ведь (7) просто (8) быть не может (9) двух Россий,
как быть и двух Ахматовых не может.
(Е.А. Евтушенко)

Задание 19 18771

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В дни (1) когда он бывал болен (2) вахту несли другие егеря (3) в числе (4) которых (5) был и его сын Марат, но всё же опытнейшим работником считался Иван Трофимович (6) которому и доверяли самые ответственные дела, иногда даже придерживая в запасных (7) если охотиться приезжал какой-нибудь незначительный гость.

Задание 20 18772

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В работе у него было два состояния – или восторженное (1) когда что-то получается (2) или кисло-истерическое (3) когда не клеится (4) и (5) если для Иваныча главным было сделать так (6) чтоб не пришлось переделывать (7) то для Серёжки главным было побыстрей освободиться.

Задание 21 18773

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Успенский Далматовский мужской монастырь основан в 1644 г. на берегу реки Исети в месте, которое называлось «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом. (2)В 1644 г. старец Далмат выкопал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель.

(3)Ещё при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак, его трудами в 1705–1719 гг. был возведён каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. (4)В 1713–1763 гг. вместо прежней деревянной была построена каменная монастырская стена с башнями, и это укрепило монастырь – он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян и штурм отрядов Е. Пугачёва. (5)Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

(6)Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири: в 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа; в монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»).

(7)После революции монастырь был превращён в музей; в 1930 г. его закрыли, главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери – исчезла (в настоящее время её местонахождение неизвестно). (8)В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в том числе театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.): главный храм обители был обезглавлен и переоборудован под цех, колокольня снесена.

(9)В 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монастырь был возрождён, возобновилась монашеская жизнь.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Екимова Б.П.

(1)В городское наше жильё на шестом этаже любой человек заглянет – сразу к окну, посмотрит, потом вздохнёт, завидуя: «Как у вас хорошо...» (2)Но ведь это не у нас, а там, за окном.

(3)Я и сам знаю, что из просторного, во всю стену, окна открывается картина приглядная. (4)В свою пору зеленеют, желтеют ли тополя да берёзы под окнами, в сквере, дальше – Волга, просторные воды её, синева ли, голубизна, а то и свинцовая стынь, за рекой светит песчаный берег, его косы да отмели, займищный лес – до самого горизонта, потом небо, простор его. (5)Всё это я вижу и, конечно, ценю. (6)Старая мать моя говорит: «Здесь только художнику жить, рисовать...» (7)Она права. (8)Утром проснёшься, в день погожий, – в комнате светло, за окном разгорается заря от нежной алости до пламенного полыханья. (9)Потом солнце встаёт.

(10)Хороший вид из окна. (11)Но всё равно только лишь вид, пейзаж, экран телевизора, хоть и просторней. (12)В посёлке летнее утро начинается по-иному. (13)В комнате зеленоватый сумрак; не от занавесок, а от листвы, той, что снаружи. (14)Проснулся – и вон из дома. (15)Босыми ногами шлёпаешь по деревянным половицам, а потом мягко ступаешь по мокрой от росы ползучей траве, чуя щекочущий её холодок и парное тепло за ночь не остывшей земли.

(16)Выйдя из дома, ныряешь в зелень и цвет: пахучие фиалки возле крыльца, полыхающий костёр цинний. (17)Смородина, виноград, за двором – акация. (18)По тропинке к огороду идёшь, задевая головой и плечами влажные листы и ветви старой раскидистой вишни да сливы, выбираясь на невеликий простор, где картошка да огурцы. (19)Солнце встаёт за деревьями; жёлтые лучи его там и здесь пробиваются через зелень.

(20)Просто – утро, которое не только глазами видишь, но чуешь слухом, чутьём, плечами, босыми ногами, всей плотью и каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух... (21)А всё вместе это называется летнее утро, которого не поймёшь, если будешь глядеть на него из окна, даже очень просторного, во всю стену, такого, как в нашей квартире на шестом этаже.

(22)Нынче – осень, октябрь. (23)Еду в гости, на хутор. (24)Поднявшись на гору, облегчённо вздыхаю и всегда останавливаю машину. (25)Заглушишь мотор, выйдешь.

(26)Обжигающий льдистый ветер, близкой зимы дыханье. (27)Воздух прозрачен, словно молодой лёд. (28)Огромный немереный распах земли и неба. (29)Близко и далеко, и вовсе далеко, но ясно и чётко видятся степные курганы, сияющие белью меловые осыпи, жёлтые пески, сочная зелень далёкого озимого поля, фиолетовая чернота пашни, стылая просинь речной воды, тучи, плывущие от краёв северных, а в прогалах, поминая о лете, голубеет ласковое небо. (30)Проглянет солнце – и суровый осенний мир светит улыбчиво, переливаясь из края в край.

(31)Тишина и покой. (32)Ни людского знака, ни машинного гула. (33)Лишь небо, земля, облака, ветер. (34)Да я – нечаянный соглядатай.

(35)Осень, река – и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины...

(По Б.П. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.)
– русский прозаик и публицист.

Задание 22 18776

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Герой-рассказчик всю жизнь жил в городе, а сельскую жизнь может лишь представить, при этом необоснованно идеализируя её.
2)   Рассказчик убеждён в том, что даже самый красивый вид из окна городской квартиры не способен заменить реальной природы.
3)   Особенность летнего утра в сельской местности, по мнению рассказчика, заключается не только в его визуальной красоте, но и в полноте всех ощущений, которые дарит человеку этот момент.
4)   Рассказчик только один раз в год, весной, ездит в гости к матери, которая живёт на хуторе рядом с городом, где проживает рассказчик, и такая ежегодная поездка всегда приносит герою настоящее удовольствие.
5)   Хутор, куда едет рассказчик, располагается в северных районах страны, где уже в октябре по-зимнему холодно и река покрыта льдом.

Задание 23 18777

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)   В предложениях 1, 2 представлено повествование.
2)   В предложении 3 представлено рассуждение.
3)   Предложение 6 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 5.
4)   В предложениях 10, 11 представлено рассуждение.
5)   В предложении 13 представлено описание.

Задание 24 18778

Из предложений 35–38 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).

Задание 25 18779

Среди предложений 3–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 18780

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Рассказ Б.П. Екимова “За окном” отличается синтаксическим разнообразием. В частности, такие синтаксические средства, как (А) _________ (в предложениях 1, 6) и (Б) _________ (в предложениях 5, 38), позволяют передать отношение к предмету описания как рассказчика, так и окружающих его людей. А благодаря использованию такого синтаксического средства, как (В) __________ (предложения 26, 31, 33), описание того, что видит рассказчик, получается кратким и одновременно ёмким.
Стоит отметить также, что текст характеризуется лиричностью и образностью, что обеспечивается использованием тропов, в числе которых – (Г) _________ (каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух... в предложении 20, нити раздумий в предложении 38)».

Список терминов:
1)  вводные слова
2)  парцелляция
3)  сравнение
4)  риторическое обращение
5)  цитирование
6)  метафора
7)  олицетворение
8)  односоставные предложения
9)  анафора

Источник: 
СтатГрад, Тренировочная работа 1, вариант 1
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.