ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 49

Лист 1 из 1

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Зародилась эта культура, по мнению академика Н.И. Вавилова, в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году, когда в той или иной части земного шара не проводилась бы уборка этой культуры.

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) имеет значение (предложение 1)
2) зародилась культура (предложение 2)
3) она распространилась (предложение 3)
4) протягивается (предложение 4)
5) получается (предложение 5)

ОГЭ: текст

(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Зародилась эта культура, по мнению академика Н.И. Вавилова, в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году, когда в той или иной части земного шара не проводилась бы уборка этой культуры.

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
4) Вторая часть предложения 4 - неполное предложение.
5)  Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

ОГЭ: текст

(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Зародилась эта культура, по мнению академика Н.И. Вавилова, в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году, когда в той или иной части земного шара не проводилась бы уборка этой культуры.

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

В) Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.

1) Старинные кареты, повозки, представленные в качестве экспонатов в Оружейной палате, особым языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении её авторитета на международной арене.

2) В XIX веке в России уже существовало архивное дело, однако далеко не сразу было осознано значение архивов как собрания исторических источников, которые необходимы для нужд науки.

3) В Красную книгу занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

4) Старинные особняки напоминают в современной Москве случайно появившиеся на улице декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдёт семейство Лариных.

5) Байкал так велик и могуч, что местные жители называют его морем, поэтому в старинной песне так и поётся: «Славное море – священный Байкал!»

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 4

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Национальный парк под названием (1) Ле́нские Столбы́ (2) – геологическое образование и одноимённый природный парк в (3) Якутии (4) на берегу реки (5) Лены (6). Это причудливые и разнообразные скальные образования, высота которых доходит до 220 метров над уровнем реки. Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался об этом месте: (7) Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой (8).

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 5

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) КОНЕЧНЫЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) НАСТОЯННЫЙ (на травах) – написание гласной в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени зависит от спряжения глагола.
5) НЕ РАД (ничему) – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 6

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Туман почти рассе..(1)лся. Теперь нет опасност..(2) заблудиться в лесу. Горяч..(3)е яркое солнце покаж..(4)т направлен..(5)е пути. Н..(6) в какое время года не быва..(7)т так пр..(8)красно утро, как в начал..(9) лета.

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 7

Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К новому учебному году мне купили две пары (туфли).

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 8

Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Т.Н. Толстой

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.)
современная писательница, телеведущая, филолог.


Вопрос 9

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Театр для девочки был любимым видом искусства.
2) Театр – это живые актёры, и любящие театр зрители прощают им несовершенства в обмен на искусство.
3) В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми.
4) От кино рассказчица ждёт преображения, чуда, и наступает миг, когда экран превращается в целый мир.
5) В кинотеатре часто можно встретить нарядных дам, там удобные сиденья и всегда чисто.

Текст Т.Н. Толстой

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.)
современная писательница, телеведущая, филолог.


Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 10

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1)  В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2)  И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3)  А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4)  А вот совсем другое дело  — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.
5)  От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана  — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

Текст Т.Н. Толстой

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.)
современная писательница, телеведущая, филолог.


Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 11

Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Текст Т.Н. Толстой

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.)
современная писательница, телеведущая, филолог.


Введите Ваш ответ в это текстовое поле